МБДОУ «Детский сад №295» г. о. Самара
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №295»
городского округа Самара

+7 (846) 200-11-80

443023, г. Самара,
переулок Брусчатый, д. 1а

Страничка педагога-психолога Корневой Татьяны Викторовны

 

Проект программы

Социальное развитие ребенка с синдромом Дауна в условиях интеграции в массовом дошкольном образовательном учреждении

Проект выполнила
Корнева Татьяна Викторовна
педагог-психолог МБДОУ №88
советского района г. Самара

 

Проблема:

Актуальность:
Интеграция детей в массовые дошкольные учреждения определяются особенностью детей дошкольного возраста: их открытостью по отношению к внешнему миру, к ровесникам. А так же отсутствие отрицательного негативного опыта отношения к детям с нарушениями в развитии. То есть дети-дошкольники принимают сверстников в большинстве случаев таким, какой он есть; со всеми его достоинствами и недостатками, многое не понимая и многое прощая.

Объект изменений:
Дети дошкольного возраста, дети с синдромом Дауна и их родители, родители детей массовой группы, педагоги.

В МБДОУ работает педагог-психолог.

Задача психолога в ДОУ — создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи детям, педагогам и родителям. Особый акцент психолог
делает на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.

Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления — это работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом. Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.

Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ:

  • Психологическая диагностика.
    Основная цель психодиагностики — выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника.
    Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии.
    Диагностическое обследование проводится и после проведения коррекционно-развивающей работы для отслеживания её результатов.
  • Коррекционно-развивающая работа включает в себя индивидуальные развивающие и психокоррекционные занятия.
  • Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т. е. предупреждающий характер.
    Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.
    С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями.
    Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.

Сопровождающая работа педагога-психолога в период адаптации

Педагог-психолог проводит в начале учебного года наблюдение за поведением вновь поступивших детей, их эмоциональными проявлениями в течение дня. Период адаптации — достаточно сложный период в жизни дошкольника. Он может проходить по-разному.

После двух лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет процесс адаптации проходит легче по сравнению с младшим возрастом.

Привыкание к новым условиям зависит также от индивидуальных особенностей нервной системы. Одни дети бурно реагируют на первые посещения детского сада: громко плачут, отказываются от пищи, не играют, протестуют, но проходит несколько дней, ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит и сон, он охотно общается с детьми и воспитателями. Такое протекание адаптации, в целом, нормативно и свидетельствует о том, что малыш привык к коллективу.

Другие дети внешне ведут себя спокойно, они послушны, но это не является свидетельством их благополучия: садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут игрушку, но не играют с ней. Когда за ребенком приходят родители, он с плачем бросается к ним. Во время наблюдения за таким ребенком можно отметить, что он насторожен, даже испуган. Внутреннюю напряженность можно отметить по скупым жестам, малой речевой активности, безынициативности. Воспитатель отзывается о нем: «нормально», «не мешает».

Для понимания причин сложного протекания адаптации педагог-психолог проводит беседу с родителями и предлагает заполнить анкету, в которой родитель излагает собственное мнение о том, как протекает период адаптации, и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка дома.

Ответы родителей на вопросы анкеты и результаты наблюдения за ребенком в детском саду помогают педагогу-психологу разобраться в причинах сложного протекания адаптации, разработать индивидуальные рекомендации для предупреждения «срыва», протеста против посещения детского сада.

На характер адаптации оказывает влияние и то, насколько меняются условия жизни ребенка: режим дня, характер питания, температура помещения. С целью предупреждения эмоционального стресса от резкого изменения этих условий родителям еще до поступления ребенка в группу рассказывают о режиме дня детей данного возраста, о температуре в групповых и спальных комнатах, характере питания, рекомендуют начать придерживаться таких же условий дома. Педагог-психолог на родительском собрании для вновь поступающих детей делает сообщение о том, какие навыки. самообслуживания и общения у ребенка могут быть сформированы по возрасту.

Педагог-психолог консультирует родителей по вопросам формирования у детей навыков самообслуживания, рассказывает, что отсутствие этих умений может привести к дискомфортному состоянию, так как привычная потребность ребенка в немедленной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться. Поэтому для малыша нужно создать такие условия, в которых его самостоятельность и автономность могут развиваться. Например, следует предусмотреть, чтобы предметы одежды имели удобные застежки, обувь можно было надеть без особых усилий, носовой платок был доступен ребенку и т. д.

 

Печать E-mail