Страничка педагога-психолога Корневой Татьяны Викторовны
Проект программы
Социальное развитие ребенка с синдромом Дауна в условиях интеграции в массовом дошкольном образовательном учреждении
Проект выполнила
Корнева Татьяна Викторовна
педагог-психолог МБДОУ №88
советского района г. Самара
Проблема:
Актуальность:
Интеграция детей в массовые дошкольные учреждения определяются особенностью детей дошкольного возраста: их открытостью по отношению к внешнему миру, к ровесникам. А так же отсутствие отрицательного негативного опыта отношения к детям с нарушениями в развитии. То есть дети-дошкольники принимают сверстников в большинстве случаев таким, какой он есть; со всеми его достоинствами и недостатками, многое не понимая и многое прощая.
Объект изменений:
Дети дошкольного возраста, дети с синдромом Дауна и их родители, родители детей массовой группы, педагоги.
В МБДОУ работает
Задача психолога в ДОУ — создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи детям, педагогам и родителям. Особый акцент психолог
делает на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.
Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления — это работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом. Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.
Основные направления деятельности
- Психологическая диагностика.
Основная цель психодиагностики — выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личностиребёнка-дошкольника .
Предметом психодиагностики являютсяиндивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии.
Диагностическое обследование проводится и после проведениякоррекционно-развивающей работы для отслеживания её результатов. -
Коррекционно-развивающая работа включает в себя индивидуальные развивающие и психокоррекционные занятия. - Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический,
т. е. предупреждающий характер.
Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение ихпсихолого-педагогической культуры.
С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями.
Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.
Сопровождающая работа
После двух лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет процесс адаптации проходит легче по сравнению с младшим возрастом.
Привыкание к новым условиям зависит также от индивидуальных особенностей нервной системы. Одни дети бурно реагируют на первые посещения детского сада: громко плачут, отказываются от пищи, не играют, протестуют, но проходит несколько дней, ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит и сон, он охотно общается с детьми и воспитателями. Такое протекание адаптации, в целом, нормативно и свидетельствует о том, что малыш привык к коллективу.
Другие дети внешне ведут себя спокойно, они послушны, но это не является свидетельством их благополучия: садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут игрушку, но не играют с ней. Когда за ребенком приходят родители, он с плачем бросается к ним. Во время наблюдения за таким ребенком можно отметить, что он насторожен, даже испуган. Внутреннюю напряженность можно отметить по скупым жестам, малой речевой активности, безынициативности. Воспитатель отзывается о нем: «нормально», «не мешает».
Для понимания причин сложного протекания адаптации
Ответы родителей на вопросы анкеты и результаты наблюдения за ребенком в детском саду помогают
На характер адаптации оказывает влияние и то, насколько меняются условия жизни ребенка: режим дня, характер питания, температура помещения. С целью предупреждения эмоционального стресса от резкого изменения этих условий родителям еще до поступления ребенка в группу рассказывают о режиме дня детей данного возраста, о температуре в групповых и спальных комнатах, характере питания, рекомендуют начать придерживаться таких же условий дома.